Реабилитация
людей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной проблемой для
общества и приоритетным направлением государственной социальной
политики. В России началась реализация Программы по созданию безбарьерной
(доступной) среды для инвалидов и маломобильных групп населения.
В
соответствии с нормативными документами РФ к маломобильным группам населения
относятся:
· Инвалиды
с поражением опорно-двигательного аппарата (включая инвалидов,
использующих кресла-коляски)
· Инвалиды
с нарушением зрения и слуха
· Лица
преклонного возраста (60 лет и старше)
· Временно
нетрудоспособные
· Беременные
женщины
· Люди
с детскими колясками
· Дети
дошкольного возраста.
Безбарьерная (доступная) среда -
это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с
инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый
образ жизни.
Одной
из важных задач Программы является создание необходимых условий для
безбарьерной среды, дружелюбной окружающей среды, благодаря которым возможно
наиболее полное развитие способностей и максимальная интеграция инвалидов в
общество. Критерием оценки такой политики является доступность для инвалида
физической среды, включая жилье, транспорт, образование, работу и культуру, а
также доступность информации и каналов коммуникации.
В современном обществе создание доступности образовательного пространства -
приоритетная задача не только государственного, но и международного значения. В
настоящее время государственная политика нашей страны направлена на
поддержку детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья
(ОВЗ).
Согласно
образовательной политике Российской Федерации, "особое внимание требует
ситуация, связанная с обеспечением успешной социализации детей с ограниченными
возможностями здоровья, детей-инвалидов…"
Одним
из приоритетных направлений государственной политики является политика создания
условий для предоставления детям-инвалидам и детям с ОВЗ равного доступа к
качественному образованию в образовательных организациях, реализующих
образовательные программы дошкольного образования, с учетом особенностей их психофизического
развития.
ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА
В современном образовании поставлена цель
- обеспечить доступное и качественное образование детей с
ОВЗ и детей-инвалидов. Поэтому ДОУ принимают на себя обязательство выстроить
образовательный процесс таким образом, чтобы дети с ОВЗ и дети-инвалиды были
включены в него и могли обучаться совместно с другими детьми. Педагоги ДОУ
должны научиться работать с разноуровневым контингентом детей, находящихся в
одном информационном поле. В группе могут присутствовать здоровые дети и дети с
ОВЗ, такие как: дети с ДЦП, слабовидящие, слабослышащие, дети с нарушением РАС
и дети-инвалиды.
Значения условных обозначений категорий инвалидов:
Инвалиды
с нарушением слуха
Инвалиды
с нарушением зрения
Инвалиды
с нарушением интеллекта
Инвалиды
на кресле-коляске
Инвалиды
с нарушением опорно-двигательного аппарата
Предметно-развивающая среда - это система
материальных объектов деятельности детей, функционально моделирующая содержание
духовного и физического развития самих детей. Поэтому педагоги должны уделять
огромное внимание изменению, обогащению, улучшению развивающей среды для детей
с ОВЗ и детей-инвалидов. Предметная среда должна обеспечивать возможность
педагогам эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его
склонностей, интересов, уровнем активности, но самое главное должна
способствовать развитию самостоятельности и самодеятельности детей. Педагоги
должны моделировать развивающую среду, исходя из возможностей воспитанников,
учитывая индивидуальные особенности детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
Помимо
этого, при организации предметно-развивающей среды учитываются:
· закономерности
психического развития,
· показатели
здоровья дошкольников,
· психолого-физиологические
особенности,
· уровень
общего развития,
· коммуникативные
особенности и речевое развитие,
· эмоциональное
благополучие.
В
соответствии с требованиями ФГОС ДО по созданию специальных условий обучения,
воспитания и развития воспитанников с ограниченными возможностями здоровья,
развивающая предметно-пространственная среда для детей с ОВЗ и детей-инвалидов
в нашем детском саду способствует наиболее эффективному развитию
индивидуальности каждого ребенка, с учетом его склонностей и интересов,
облегчает процесс адаптации с учетом интеграции образовательных областей и
соблюдения принципов ФГОС.
При построении коррекционной образовательной среды ДОУ для детей с
ОВЗ учитываются следующие принципы:
1. Принцип развития -
Взаимосвязь всех сторон личностного развития; целостность личностного развития;
готовность личности к дальнейшему развитию.
2. Принцип природособразности
воспитания - Соответствие педагогического влияния биологической и
социальной природе ребенка с ОВЗ; понимание сложности внутренней природы
ребенка, выраженности отклонения в его развитии.
3. Принцип психологической
комфортности - Создание благоприятного микроклимата общения,
стимулирующего активность дошкольника с ОВЗ; обеспечение воспитаннику
положительного "эмоционального самочувствия".
4. Принцип взаимодействия -
Установление глубоких личностных отношений между участниками педагогического
процесса (педагоги, дети, родители); воспитатель как равноправный партнер и
сотрудник в процессе взаимодействия.
5. Принцип доверительного
сотрудничества - Отсутствие давления на ребенка, доминантности во
взаимодействии с ребенком: открытость, искренность в сотрудничестве.
6. Принцип обучения деятельности -
Обучение умению ставить цели и реализовывать их, в дальнейшем формирование
готовности к самостоятельному познанию у детей.
7. Принцип здоровьесберегающий -
Забота о душевном состоянии ребенка, его психологическом и физическом
благополучии; обеспечение психологического комфорта; устранение стрессогенных
факторов, факторов, влияющих негативно на соматическое и психическое здоровье
ребенка.
Предоставление услуг на объекте МБДОУ «Детский сад №6 г.Беслана»
· Автостоянка
(места) для инвалидов - имеется.
· Пандус
– имеется.
· Адаптированные
лифты - отсутствуют.
· Вывески
со шрифтом Брайля на контрастном фоне - отсутствуют.
· Спецоборудование
для массовых мероприятий (звукоусилители) - отсутствуют.
· Сурдопереводчик,
тьютор - в штате отсутствуют.
· Предоставление
услуг в дистанционном режиме - не предоставляются.
· Предоставление
услуг по месту жительства инвалида - не предоставляются.
РОДИТЕЛЯМ ВАЖНО ЗНАТЬ!
Детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам
государство обеспечивает (в соответствии с
индивидуальной программой реабилитации инвалида):
· дошкольное
воспитание;
· внешкольное
воспитание и образование;
· среднее
общее образование;
· среднее
профессиональное образование;
· высшее
профессиональное образование.
Им предоставляется возможность посещать детские дошкольные учреждения общего
типа, если же состояние их здоровья это исключает, они направляются в
специальные дошкольные учреждения.
Если
ребенок-инвалид не может посещать специальное общеобразовательное учреждение,
его обучают на дому по полной общеобразовательной или индивидуальной программе.
Основанием для этого является заключение лечебно-профилактического учреждения.
Обучением
ребенка на дому занимается ближайшее к его месту жительства образовательное
учреждение, которое бесплатно предоставляет учебники, учебную, справочную и
другую литературу, обеспечивает специалистами из числа педагогических
работников, оказывает методическую и консультативную помощь, необходимую для
освоения общеобразовательных программ, осуществляет промежуточную и итоговую
аттестацию, выдает прошедшим итоговую аттестацию документ государственного
образца о соответствующем образовании. Родители
(законные представители) могут при домашнем обучении дополнительно приглашать
педагогических работников из других образовательных учреждений.